В учебниках стран Средней Азии образ России представлен как «оккупационный»

Эксперты бьют тревогу: во многих учебниках стран Средней Азии образ России представлен как «оккупационный».

Исследование центра «Аксон»

Специалисты информационно-консалтингового центра «Аксон» исследовали 27 учебников истории для 5-11 классов общеобразовательных школ Таджикистана, Киргизии и Казахстана. И пришли к выводу, что образ России во многих из них, мягко говоря, далёк от объективного.

Результаты исследования учебной литературы эксперты представили на круглом столе «Россия в учебниках истории стран СНГ: союзник или колонизатор?»

Учебники, по котором учатся дети в Центральной Азии, оказались напичканы негативными оценочными упоминаниями о России. Причём 280 из 475 отрицательных упоминаний (больше половины) представляют Россию по отношению к Таджикистану, Киргизии и Казахстану как «колониальный» или даже «оккупационный» режим. Авторы учебников открыто обвиняют Россию в эксплуатации среднеазиатских народов, использовании Центральной Азии как ресурсной базы.

В учебниках стран Средней Азии образ России представлен как «оккупационный»
В учебниках стран Средней Азии образ России представлен как «оккупационный»
В учебниках стран Средней Азии образ России представлен как «оккупационный»
В учебниках стран Средней Азии образ России представлен как «оккупационный»
В учебниках стран Средней Азии образ России представлен как «оккупационный»

Мнения деятелей образования и исследователей

Замдекана исторического факультета МГУ Дмитрий Андреев привёл в пример учебник по истории для 11 класса за авторством З.Е. Кабульдинова:

Учебник является тенденциозным и идеологизированным, активно использующим русофобские и пантюркистские нарративы, умело употребляющим их применительно к разным эпохам в истории страны, а позитивную информацию в отношении России подающим дозированно, как исключение из общего правила.

Воспитанная на антироссийских нарративах среднеазиатская молодёжь в перспективе может стать серьёзным источником социальных конфликтов. Не говоря о том, что их миграция и активное участие в демографических процессах может укоренить искажённые представления о России в российском же обществе. Что чревато серьёзнейшими рисками для безопасности страны.

По словам директора ИКЦ «Аксон» Руслана Малахова, уже в 90-х годах образовательная сфера в Средней Азии финансировалась иностранными структурами, которые активно занимались продвижением выгодных им проектов «мягкой силы».

В качестве решения этой проблемы эксперты предлагают развивать прямой диалог между историками стран ближнего зарубежья. По мнению Руслана Малахова, точкой сборки международного проекта по совместному формированию учебных программ и литературы может стать сеть русских школ, действующих в СНГ.

Директор историко-филологического института МГОУ Александр Фукс подчёркивает, что в советское время для всех территории СССР действовал единый школьный учебник по истории:

Ключевым компонентом концепции истории страны выступал методологический принцип, основанный на двух тенденциях в решении национального вопроса. Первая — на культурное, языковое и экономическое сближение народов. И вторая — на сохранение и развитие национальной самобытности, культуры и языка. Это может послужить примером при разработке новых учебников истории.

Учёный убеждён, что внедрение концепта прогрессивного культурно-исторического и экономического значения России в развитии стран Средней Азии – это необходимое условия для изменения ситуации.

С целью противодействия искажению роли России в общеобразовательных программах создаётся «Евразийская гильдия историков». Сообщается, что к ней могут присоединиться все неравнодушные к проблеме.

Оцените статью
Ароматное
Добавить комментарий