Исследование центра «Аксон»
Специалисты информационно-консалтингового центра «Аксон» исследовали 27 учебников истории для 5-11 классов общеобразовательных школ Таджикистана, Киргизии и Казахстана. И пришли к выводу, что образ России во многих из них, мягко говоря, далёк от объективного.
Результаты исследования учебной литературы эксперты представили на круглом столе «Россия в учебниках истории стран СНГ: союзник или колонизатор?»
Учебники, по котором учатся дети в Центральной Азии, оказались напичканы негативными оценочными упоминаниями о России. Причём 280 из 475 отрицательных упоминаний (больше половины) представляют Россию по отношению к Таджикистану, Киргизии и Казахстану как «колониальный» или даже «оккупационный» режим. Авторы учебников открыто обвиняют Россию в эксплуатации среднеазиатских народов, использовании Центральной Азии как ресурсной базы.
Мнения деятелей образования и исследователей
Замдекана исторического факультета МГУ Дмитрий Андреев привёл в пример учебник по истории для 11 класса за авторством З.Е. Кабульдинова:
Учебник является тенденциозным и идеологизированным, активно использующим русофобские и пантюркистские нарративы, умело употребляющим их применительно к разным эпохам в истории страны, а позитивную информацию в отношении России подающим дозированно, как исключение из общего правила.
Воспитанная на антироссийских нарративах среднеазиатская молодёжь в перспективе может стать серьёзным источником социальных конфликтов. Не говоря о том, что их миграция и активное участие в демографических процессах может укоренить искажённые представления о России в российском же обществе. Что чревато серьёзнейшими рисками для безопасности страны.
По словам директора ИКЦ «Аксон» Руслана Малахова, уже в 90-х годах образовательная сфера в Средней Азии финансировалась иностранными структурами, которые активно занимались продвижением выгодных им проектов «мягкой силы».
В качестве решения этой проблемы эксперты предлагают развивать прямой диалог между историками стран ближнего зарубежья. По мнению Руслана Малахова, точкой сборки международного проекта по совместному формированию учебных программ и литературы может стать сеть русских школ, действующих в СНГ.
Директор историко-филологического института МГОУ Александр Фукс подчёркивает, что в советское время для всех территории СССР действовал единый школьный учебник по истории:
Ключевым компонентом концепции истории страны выступал методологический принцип, основанный на двух тенденциях в решении национального вопроса. Первая — на культурное, языковое и экономическое сближение народов. И вторая — на сохранение и развитие национальной самобытности, культуры и языка. Это может послужить примером при разработке новых учебников истории.
Учёный убеждён, что внедрение концепта прогрессивного культурно-исторического и экономического значения России в развитии стран Средней Азии – это необходимое условия для изменения ситуации.













